6 Мая 2016

Цветочный рынок России. Состояние, структура, перспективы

Цветочный  рынок России
Состояние, структура, перспективы

 

 

 

 

Российский рынок цветов… Каковы  его особенности, потребности и перспективы развития  в новых изменившихся    экономических условиях?

 

Этот актуальный  вопрос запланирован к обсуждению с профессиональным сообществом  в рамках Деловой программы Международной выставки «FlowersExpo’2016»  (13-15 сентября, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»).

 

 

Особенности и потребности

 

Россия с ее огромными просторами  и климатическими условиями многих регионов, где  нерентабельно производство   собственной цветочно-декоративной продукции,  по-прежнему остается  крупнейшим  потребителем и импортером цветов. Эксперты  включают  ее в шестёрку стран-лидеров по импорту срезанных цветов всех видов после США, Германии, Нидерландов, Великобритании, Франции.

 

Рост продаж свежесрезанных цветов  в последние годы постоянно увеличивался и   возрос с  938 млн. шт. в 2005 году   до  1,75 млн. штук  в 2014. А сумма продаж цветов  по данным различных аналитиков  составляла более 4,0 млрд. долларов США, где около 90% - импортная продукция.

 

Основные поставщики цветочной продукции Нидерланды,  на долю которых приходится более 44% рынка, и страны Южной Америки -  Колумбия и  Эквадор, поставляющих почти половину срезанных цветов, 36% - из  Эквадора и 13% из Колумбии.

 

Наибольшая доля импортных цветов распространяется в Москве. По оценкам  экспертов рынок продажи цветов здесь занимает от 17,5 до 23%  от общего  объема продаж в России. Следом за Москвой идут Московская область и Санкт-Петербург,  18% и 13% соответственно.

 

Структура

 

Если говорить о структуре импорта свежесрезанных цветов, то  первое место занимает роза - 43%. За ней следуют хризантема и гвоздика с долей 22 и 16% соответственно.

 

Более 60% импорта роз,  как в натуральном, так и в стоимостном выражении поставляется  из Эквадора. На втором месте по объемам импорта роз среди стран-поставщиков  Колумбия.

 

По данным маркетинговых исследований мирового и российского рынка срезанных цветов   рост поставок роз в Россию наблюдался по всем основным странам-поставщикам. Но самый высокий показатель   отмечался по Кении, импорт  из  которой в количественном и  стоимостном выражении вырос за последние годы  более чем на 50%.

 

Выходят на российский рынок и новые страны такие, как  Индия и Вьетнам. С интересом относится к российскому рынку и Япония. Главный сдерживающий фактор здесь - логистика.

 

Какие же изменения принес успешно развивающемуся российскому рынку  цветов кризисный 2015 год? По оценке экспертов, в 2015 году снижение объема продаж в натуральных показателях произошло в пределах 12-15%. При этом из-за падения курса  рубля показатели в денежном выражении практически не изменились.

 

Собственное производство

При этом нужно иметь в виду, что потребности  цветочного рынка  России  обеспечивается не только со стороны импорта, но также и за счет  отечественного производства.

 

Внутреннее производство срезанных цветов и реализация тепличной цветочно-декоративной продукции в России в последние годы росло стремительными темпами. Этот рост осуществлялся как за счет введения  новых тепличных комплексов, так и за счет выхода на полную производственную мощность  построенных в последние годы.

 

К 2015 году площадь современных теплиц,  занятых под производство цветов, достигла 168 гектар. В этих хозяйствах есть новейшее оборудование,  современные технологии и грамотные специалисты. Слабое звено у них – посадочный материал, который  поставляется в основном  из европейских стран, преимущественно из Голландии. 

 

Внутреннее производство срезанных цветов за последние 4 года увеличилось в 2,5 раза   и достигло  15% в общем объеме продаж. 

 

Наибольший объем производства отечественных  срезанных цветов в натуральном выражении  приходится на Центральный федеральный округ. Это связано с ростом инвестиций в производство и появлением здесь новых тепличных хозяйств. В ближайшие годы ожидается ввод  в эксплуатацию цветочных теплиц в Курске  и расширение производственных площадей в Белгороде. Производство тяготеет  также и к южным территориям страны.

 

Согласно среднесрочным прогнозам рост объемов российского производства срезанных цветов будет заметно опережать темпы роста импорта. 

 

Прогнозы и перспективы

 

Если говорить об импорте цветочной продукции, без чего  не возможно удовлетворить  спрос россиян на цветы то, как и в любом импортозависимом сегменте, цветочный рынок России отреагировал на взлетевший курс валют повышением  конечной стоимости цветочной продукции и естественным сокращением объемов.

 

По оценке экспертов в 2015 году на российском рынке цветов  снижение объема продаж в натуральных показателях произошло на уровне  12-15%. При этом из-за падения курса рубля показатели в денежном выражении практически не изменились.

 

Однако и в этом у нашего рынка есть свой шанс. Специфика российского  рынка цветов  в том, что цветы для россиян по-прежнему остаются очень важным и обязательным атрибутом праздничных мероприятий, семейных  событий, государственных торжеств. И  не смотря на кризис,  достаточно высокий   уровень спроса на цветы   сохраняется.

 

Поэтому эксперты утверждают, что, несмотря на серьезное снижение потребительского интереса и ряд технологических сложностей, российский рынок остается по-прежнему интересным для инвесторов.

 

Аналитики консалтинговых компаний в ближайшие 5 лет  предрекают положительную динамику роста цветочного рынка России.  По расчетам GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), объем российского рынка срезанных цветов в натуральном выражении составит более 2 млрд. шт.

 

Начиная с 2016 года,  ожидается стабилизация и в дальнейшем рост рынка соответственно темпам преодоления кризисных явлений в экономике страны. К 2019 году продажи достигнут 2,16 млрд. штук, что превысит уровень 2014 года на 23%.

 

Главные драйверы роста  – это  флористические услуги и рост продаж за счет увеличения средней частоты покупки. Цветы постепенно перестанут восприниматься исключительно как атрибут праздника. Вслед за общемировой тенденцией в течение ближайших лет россияне начнут приходить к восприятию цветов как ежедневному обязательному атрибуту  оформления и украшения дома.

 

Прогнозируется, что, преодолев кризис, в ближайшие 10 лет Россия займет по объему импорта цветов второе место в Европе после Германии. Реальная емкость российского цветочного рынка продолжает оцениваться аналитиками  в 40  млрд. долларов.

 

www.flowers-expo.ru